Доклад прочитан на XI Российско-Американской научно-практической конференции по актуальным вопросам современного университетского образования, (13-15 мая 2008 года). Планируется выход в печать в сборнике конференции. Ссылка обязательна. Инна В. Смирнова Санкт-Петербург, Россия СИТУАТИВНОЕ ПРИОБРЕТЕНИЕ СЛОВОМ ОЦЕНОЧНОГО КОМПОНЕНТА В ГАЗЕТНОМ ТЕКСТЕ Понимание того, как автор газетной заметки предлагает или навязывает свою оценку, составляет один из элементов социокультурной компетенции будущего лингвиста или специалиста другой области. Иногда нейтральное слово или слово, обладающее положительным компонентом, в определенном контексте приобретает отрицательный оценочный компонент; или слово с узуально закрепленным отрицательным оценочным компонентом может в определенных условиях приобрести положительный оценочный компонент и наоборот. В таких случаях можно говорить о приобретении окказионального оценочного компонента в коннотативной части значения и передаче эмоционального отношения субъекта оценки . Этот прием делает речь более выразительной и способствует созданию “эффекта новизны” – одного из главных качеств газетного текста. В связи с проблемой возникновения местного терроризма (когда террористами становятся граждане своей страны) новое значение появилось у слова home-grown (доморощенный) в сочетании с bomber (террорист со взрывным устройством); новое словосочетание home-grown bomber означает “террорист-смертник, являющийся гражданином страны, на территории он которой совершает теракт”. Особенно эта проблема актуальна для Великобритании, например: The Office for Security and Counter-Terrorism will be responsible for developing a strategy to combat al-Qa'eda and home-grown bombers . В этом предложении “доморощенные” террористы по степени угрозы приравниваются к Аль-Каеде. Особенно неожиданным выглядит появление отрицательного оценочного компонента у слова с неоспоримой положительной оценкой – mother. Журналист берет интервью у женщины, которая всю свою жизнь подчинила поиску сексуального удовлетворения. Сейчас она вспоминает несчастное с ее точки зрения замужество:”My sex drive just died. I was nothing more than a fat, frumpy wife, mother, cleaner, who had spent so much time focusing on everyone else's happiness that I'd forgotten to nurture my own.” Отрицательную оценку слово mother приобретает за счет квазисинонимической ситуации, в один “квазисинонимический” ряд поставлены слова, создающие негативный и вызывающий жалость образ - fat, frumpy wife, mother, cleaner. Такая отрицательная оценка ситуативна и обусловлена личной позицией говорящего, нетипичной для общества в целом. Ситуативной является и положительная оценка слова knave в противопоставлении к fool в высказывании: When I'm gone, I'd rather be thought of as a knave than a fool . Субъект высказывания предпочитает, чтобы его после смерти называли плутом (knave), хотя стандартное оценочное значение данной лексической единицы отрицательное. Сходная ситуация противопоставления придает положительную оценочность слову seducer (соблазнитель) в противопоставлении к stalker (преследователь). Заголовок-высказывание от имени женщины – героини заметки сталкивает эти два понятия: How my seducer became my stalker , в результате возникает впечатление, что seducer обладает положительным оценочным компонентом по сравнению со словом stalker. В особую группу можно выделить слова-интенсификаторы, самостоятельно не обладающие оценочным компонентом, но в определенных сочетаниях приобретающие отрицательный оценочный компонент в коннотативной части значения, передавая упрек: even; too; only. Сочетание too и нейтрального слова big оказывается отрицательным, например, в сообщении одного из пассажиров Титаника о корабле “She is too big. You can’t find your way about and it takes too long to get anywhere.” “Слишком большая” в данном случае – отрицательная характеристика корабля. По-видимому, слова-интенсификаторы со значением “чрезмерности” всегда будут выступать с отрицательной оценкой, что обусловлено позицией человека и англоязычного общества в целом. Чрезмерность, неумеренность осуждается общественным сознанием, что находит отражение в значении лексических единиц. Inna V. Smirnova Saint-Petersburg, Russia OCCASIONAL ACQUISITION OF AN EVALUATIVE COMPONENT BY WORDS IN NEWSPAPER DISCOURSE The article deals with occasional acquisition of an evaluative component by non-evaluative words or occasional switch of an existing component from positive to negative and vice versa. Several examples of this phenomenon from newspaper discourse are given.